В тяжелые времена наше утешение - литература, кино и музыка. Рассказываю о произведениях, важных для размышлений о происходящем.
Михаил Афанасьевич Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Я не люблю роман "Мастер и Маргарита , и изначально не планировал включать его в подборку. Роман кажется мне легковесным и популистским (поэтому от него и не оторваться, читаешь взахлеб). Однако, одну важную пружину романа подчеркнуть следует - а именно, обаяние Воланда. Непонятно, контролировал ли Булгаков своего героя, но мину в читательское сознание они вдвоем заложили знатную; при непонятностях я стараюсь быть на стороне художественного дара автора, поэтому хочу верить что Воланда Михаил Афанасьевич контролировал, а читателю - пудрил мозги.
Фигура и сюжетные действия Воланда выписаны достаточно искусно, чтобы заставить забыть что он - дьявол, "отец лжи", и не в переносном смысле, а в самом прямом. И поэтому то, что он говорит - и что уже 80 лет цитируется публикой почти с восторгом - это бесовские соблазны, а не жизненные мудрости.
"Кровь - великое дело, - неизвестно к чему весело сказал Воланд" - читатель в этот момент очарован обнаженной Маргаритой, с которой он только что скоротал часок (героиня не одевается на протяжении страниц пятидесяти), и грезит аристократизмом; но стоит помнить, что роман создавался в тридцатые, и как раз в эти годы немецкая нация решила буквально последовать этому изречению.
"…никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!" - читатель очарован сильной и независимой позицией, хотя по сути это парафраз тюремной формулы "не верь, не бойся, не проси", которая, в свою очередь, является богоборческой триадой (отрицание веры, смирения и мольбы-молитвы).
Сами предложат и сами все дадут! - но только и тогда не берите, потому что предлагает это сатана, и он все равно обманет.
"Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?" - злу необходимо предложить человеку ложную совокупность (не бывает добра без зла, света без тени, ну и дыма без огня заодно), чтобы он не нашел дороги к Иешуа, ушедшему по тропе лунного света.
Вот так и выглядит дьявольский соблазн - пошлости, которые выглядят как мудрость; покорность, которая выглядит как независимость, и в награду - тихий домик, который на поверку окажется, ей-же-ей, банькой с пауками.
PS: Пока перечитывал, обнаружил изящную шутку Булгакова, ранее не замечал (18 глава): "Я люблю сидеть низко, — проговорил артист, — с низкого не так опасно падать". Дьявол действительно начал свое существование с того что упал, и теперь сидит внизу - теперь падать не опасно, потому что уже особо и некуда.